Взялись за велокурьеров: более 5000 нарушений выявлено за три дня

от admin
6 Просмотры

Вскоре от наездников электровелосипедов потребуют права категории «М»

Более 5,5 тысячи нарушений ПДД наездниками электровелосипедов, электросамокатов и прочих СИМ зарегистрировано в Москве всего за три дня, с 21 по 24 марта. Таков итог рейда ГИБДД, получившего название «Велокурьер». И название совершенно заслуженное: более 5100 нарушений, то есть свыше 90%, совершили курьеры служб доставки. Речь идет о движении по тротуарам, превышении скорости, а чаще всего — о движении на мопедах без прав. Похоже, на сей раз за курьеров решили взяться основательно.

тестовый баннер под заглавное изображение

Масштаб явления, конечно, поражает: свыше пяти тысяч нарушений всего за три дня среди одних только доставщиков еды на самокатах и электровелосипедах. Но, согласимся, примерно так оно и выглядит «на глазок»: в любом районе столицы, от центра до при- и замкадья, привычным персонажем стал человек в курьерской униформе, на специальном мощном электровелосипеде. До самых недавних пор эта фактически полноценная мототехника существовала на положении велосипедов: ни прав у водителей, ни обязанностей.

Сейчас регуляторные «жернова» все-таки начали молоть, хотя, как водится, и медленно: в Госдуме рассматривается законопроект, делающий все моторизованные средства передвижения, независимо от их номинальной мощности, механическими транспортными средствами. Поправки ко второму чтению этого проекта предусматривают и введение новой категории в правах — «М1», то есть легкие мопеды. Это для любительских электровеликов и самокатов; профессиональные же и так достаточно мощны, чтобы считаться полноценными мопедами.

Именно отсутствие водительского удостоверения хотя бы категории «М» (напомним, для мопедов годятся любые категории) стало самым распространенным нарушением для велокурьеров, выявленным в ходе рейда, подтвердили «МК» сами курьеры во время ожидания заказов. Раньше на мощность электровелосипедов курьерских служб попросту не обращали внимания: техпаспорта, в котором указана мощность, у этих агрегатов просто нет. Но в этот раз рейд был, похоже, образцовой акцией устрашения.

— Проверяли всё, на трезвость, на мощность двигателя, говорили — ты же сам понимаешь, что тут не 0,25! — рассказывает один из курьеров крупного агрегатора доставки еды. Напомним, 0,25 кВт — это пока что действующий порог, свыше которого «просто СИМ» превращается в полноценный мопед, требующий наличия водительского удостоверения.

В дни рейда, как рассказали курьеры, многие из них доставляли еду «на своих двоих», отказавшись от электросамокатов. Дело в том, что для тех, кто не имеет гражданства РФ, два административных правонарушения автоматически означают выдворение из страны: риски слишком высоки. Правда, судя по намекам доставщиков — напрямую они об этом говорить избегали, — как минимум некоторые из них научились к взаимной выгоде договариваться с гаишниками: мне «чистую биографию», тебе «штраф на месте».

— Говорят, некоторые платят, — говорит, улыбаясь, уже пять лет работающий курьером 26-летний Изат из Оша. — Но это не тысяча, не две тысячи, а больше. Попадаться невыгодно.

Читать также:
В Уфе школьники установили мировой рекорд по массовой сборке конструктора

Рейд завершился, но дорожная полиция уже анонсировала новые. Одновременно общественники уже начали предлагать инспекторам ДПС «целеуказания»: в соцсетях предлагают устроить постоянные проверки около пунктов выдачи заказов, съедобных и не очень. И то сказать, тихо едущие на полной скорости по широким тротуарам курьеры создают, может, и меньший дискомфорт, чем веселые наездники кикшеринга… Но все равно очень пугают.

— Это мопеды, вот пусть они и ездят по дорогам, — выражает распространенное мнение Тамара Шибаева, старшая по подъезду в одном из домов в Щукине. — Но они же едут на огромной скорости по дворам, где играют дети, ходят пожилые люди, которым от них никак не увернуться.

Заметим, правда, что велокурьеры — в отличие, кстати, от многих самокатчиков! — показали себя в массе весьма обучаемыми. И в этом, конечно, заслуга в том числе операторов доставки с их телеметрией, системой штрафов и отлучения от заказов. В частности, теперь куда реже встретишь велокурьера, проезжающего по пешеходному переходу «верхом», чем того, который дисциплинированно спешивается перед зеброй. Еще два года назад в этом вопросе царила анархия — однако ее практически победили.

Но на сей раз «челлендж» для этой категории работников будет потруднее: далеко не все из наездников могучих электровелосипедов имеют хоть какие-нибудь водительские права. Идут разговоры о том, чтобы на базе крупных служб доставки и кикшерингов организовать онлайн-экзамены и выдачу водительских удостоверений «М», — но пока что это именно разговоры, которые вслух никто не может или не хочет подтверждать.

Одновременно можно наблюдать необычный процесс: часть курьеров вновь открыла для себя велосипеды классического типа — те, что не имеют моторного привода вовсе и приводятся в действие мускульной силой. Правда, пока что это характерно не для зрелых профессионалов доставки, а для тех, кто подрабатывает. Чаще всего это старшеклассники и студенты.

— Велосипед у меня был, я просто отказался от служебной техники, — рассказывает Дмитрий, студент столичного колледжа. — Мне не нужны проверки, а прав у меня в любом случае еще нет — получать с 16 лет только категорию «М» глупо, подожду и открою сразу автомобильную.

Так что если рейды станут реальностью, вполне возможно, что вольницу курьеров на электровелосипедах удастся обуздать — совместными усилиями полиции и служб доставки. Однако главное противоречие, приводящее к авариям, — соседство велосипедов и СИМ на одних и тех же дорогах то с автомобилями, то с пешеходами — устранить так не получится. Единственный вариант — это развивать сеть велодорожек. Но они, как и Москва в целом, строятся не сразу.

Похожие записи