Почему главным воспитателем молодежи в современных условиях становится православный военрук
Печальная статистика: 65% взрослого населения работает у нас не по специальности. В первую очередь это касается педагогов, которых катастрофически не хватает в отдаленных российских регионах. Причина банальна — низкая оплата труда учителя. Отсюда многочисленные замены уроков и практика совмещения, когда один учитель преподает стазу несколько предметов.
тестовый баннер под заглавное изображение
Но не зря было сказано: «специалист подобен флюсу». Фраза эта принадлежит мифическому литературному персонажу Козьме Пруткову. Острослов и обличитель, во второй половине XIX века Козьма Прутков не давал покоя чиновникам, борцам за энтропию и литературным эпигонам.
Под литературной маской Козьмы Петровича скрывался коллектив известных авторов: братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы, Алексей Толстой и штабс-капитан Александр Аммосов. Они-то и писали во многие журналы, среди которых «Современник» и «Искра», разные «поклепы» на современное общество. Среди наследия Козьмы Пруткова стихотворения, басни, пьесы и рассказы. Цитаты из этих произведений давно стали афоризмами, а некоторые уже считаются пословицами. Среди них и эта: «специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя».
Профессиональная деформация — удел многих специальностей, не исключая учительскую. Проведя полвека за учительским столом, ловлю себя на весьма неприятной для окружающих манере поправлять ошибки и неточности, претендовать на истину в последней инстанции и т.п. Хотя умом я полностью разделяю позицию замечательного поэта Давида Самойлова, полагавшего, что сознание европейца требует другой педагогики — не «повтори», а «опровергни». Но въевшаяся в кровь и плоть привычка постоянно дает о себе знать.
Свои стереотипы мышления есть и у военных, которым также досталось от Козьмы Пруткова: «Расположившись под сенью акации, приятно думать о дислокации».
Приведенную ниже историю мне поведала учительница, работающая в одном из удаленных от центра регионов.
«В далеком гарнизоне была школа… Школа как школа — развалюха… Учителем ОБЖ был отставной майор-летчик, пенсионер Военно-воздушных сил по имени Макарыч. Многие учителя ушли на пенсию или уехали в центр. Явная нехватка специалистов.
Однажды заболел историк, и, дабы не сорвать урок в одном ну очень проблемном классе, завуч послал туда майора Макарыча («бросил завуч Макарыча с самолета без парашюта»).
Макарыч из тех людей, которые не ропщут, а получив приказ, выполняют его… После звонка урок начался, как обычно на ОБЖ, со встречи командира и доклада дневального по роте, строго по строевому уставу.
Осмотрев класс взглядом бомбометателя, новоявленный «историк» четко, командным басом спросил:
— Какое задание было на дом, товарищи?
Вова поднял руку и доложил:
— Изучить и пересказать миф об Икаре.
Военспец попросил пересказать миф Вову.
Ученик вышел к доске и бодро доложил:
— Мифический герой Икар под руководством мастера Дедала и с уведомлением о полете бога Зевса сделал крылья, на которых полетел к солнцу. И когда подлетел к светилу, крылья расплавились. Он упал в море и погиб.
— Да, — вздохнул Макарыч, понимая, что детей надо было чем-то занять, а офицер был из тех людей, которые пикировали в горящих самолетах на врага, поэтому у Макарыча не было невыполнимых задач — он считал, что приказ должен быть выполнен любой ценой, не жалея самой жизни и крови. Да и как задача ставится, так она и выполняется.
— Что мы имеем? — прогремел военспец. — А имеем мы, товарищи, тяжкое летное ЧП с гибелью человека. Но давайте разберемся в причинах катастрофы и виновных.
— Итак, у летчиков была задача — перелететь над Средиземным морем с острова Крит на Мальту. (Рисует маршрут на доске.) Расследованием установлено:
1. Летчики Дедал и Икар произвели взлет и набор высоты.
2. Лейтенант Икар отклонился от маршрута и нарушил боевой порядок. Не зная технических ограничений летательного аппарата, пытался восстановить ориентирование по солнцу. В ходе поиска ориентиров были грубо нарушены ограничения по высоте, скорости и прочности летательного аппарата, в результате чего он разрушился и упал в море, а лейтенант Икар погиб.
3. Причины происшествия:
— личная недисциплинированность лейтенанта Икара;
— плохая теоретическая подготовка группы;
— безграмотное управление полетом по маршруту ведущим капитаном Дедалом.
В ходе расследования также установлено:
— постановка задачи на перелет группе командиром полка полковником Зевсом и подготовка к полетам по маршруту не проводились;
— предварительная подготовка проведена некачественно, и контроля готовности к полету не было;
— метеообеспечение отсутствовало;
— аварийные маяки и система опознавания не включались;
— поисково-спасательное обеспечение отсутствовало;
— сертификация летательного аппарата не осуществлялась;
— журналы подготовки техники к полетам отсутствуют;
— формуляры на авиационную технику не велись;
— средства объективного контроля не использовались;
— радиолокационный контроль за перелетом не проводился;
— тренажи по штурманской подготовке и действию в особых случаях в полете не проводились;
— лейтенант Икар проявил личную недисциплинированность и слабые знания ТТХ и эксплуатационных ограничений.
Итак, товарищи, записываем мероприятия:
— полковнику Зевсу за утерю контроля летной подготовки экипажей объявить о неполном служебном соответствии;
— капитана Дедала, проявившего слабые навыки руководства полетом группы и подготовкой, с должности снять и назначить с понижением;
— материалы расследования изучить в частях и доложить мне письменно…
Проведя это расследование, он улыбнулся и широко перекрестился. А что, военспец имеет на это право. Он провел расследование, не прибегая к расшифровке черного ящика, которого заведомо не было на теле горе-пилота Икара; потеснил языческого бога Зевса, объявив ему неполное служебное соответствие.
Звенит звонок… В классе гробовая тишина, точнее, оторопь… Дети напрочь забыли, что они, оказывается, недисциплинированные школяры!
Они были под неизгладимым впечатлением от первого урока суровой жизненной действительности…»
Вот такое письмо с описанием необычного урока я получил. Каков вывод? Лично я пришел к мнению, что в современных условиях главным воспитателем юношества становится православный военрук.