Содержание
Уже наступила весна, не за горами лето, — а значит, время задуматься о смене резины. Правда, многие водители откладывают замену, хотя, если вовремя не «переобуться», можно получить штраф за зимнюю резину летом. В этом тексте мы подробно разберем, можно ли летом использовать зимние шины, когда необходимо их менять и какое наказание предусмотрено применение «неправильных».
Штраф за езду на зимней резине в летнее время
Использование зимних шин в теплое время года не только небезопасно, но также может привести к штрафу.
Как мы уже писали выше, штрафуют не за сами зимние шины, а за наличие шипов. Нарушителю инспектор ГИБДД может выписать штраф за зимнюю резину летом в размере 500 рублей (согласно статье 12.5 КоАП РФ). Причем в некоторых регионах, например, в Москве и Санкт-Петербурге, могут также потребовать устранить нарушение, — то есть заменить шины.
Зимняя и летняя резина: отличия
В зависимости от сезона шины различаются по нескольким ключевым параметрам. Рассмотрим каждое отличие подробно в этом разделе.
Резиновая смесь
Зимние шины делают из мягкой резины с добавлением силики (кремнезема), из-за чего они остаются эластичными даже при низких температурах (до -40°C), не твердеют на морозе и хорошо сцепляются с дорогой. Однако при высоких температурах зимняя резина слишком сильно размягчается и быстро изнашивается.
Летние шины изготавливают из более жесткой резиновой смеси, которая выдерживает нагрев от горячего асфальта. Хорошее сцепление достигается при температуре от +7°C и выше, тогда как на морозе такая резина твердеет и начинает скользить на трассе.
Рисунок протектора
Он влияет на управляемость автомобиля при разных погодных условиях.
У зимней резины рисунок глубокий, агрессивный, с широкими канавками для отвода снега и воды. А со льдом лучше всего сцепляются металлические шипы. На летней же протектор менее выраженный, с более жесткими блоками.
Так, если зимой использовать летнюю резину, то из-за недостаточного отвода влаги и снега машина теряет сцепление, что может привести к заносу. Если летом ездить на зимних шинах, мягкий протектор будет "плыть" на горячем асфальте, в итоге ухудшится устойчивость и увеличивая износ.
Глубина протектора
Чем больше глубина, тем лучше протектор справляется со снегом и слякотью. Чем она меньше, тем лучше сцепление с сухим асфальтом и тем ниже расход топлива.
Согласно ПДД, для зимней резины минимальная глубина протектора должна составлять 4 мм (у новых шин она, как правило, превышает 8 мм).
Для летних шин требования не такие строгие — минимум 1,6 мм. Однако рекомендуется менять шины при износе до 3 мм.
Для измерения глубины протектора можно использовать специальные приборы или обычную монету. В некоторых моделях шин даже предусмотрены индикаторы износа — специальные выступы в канавках, которые показывают, когда резина перестает быть пригодной для эксплуатации.
Ламели
Так называют мелкие прорези на протекторе, которые улучшают сцепление со снегом, так как создают создают дополнительные кромки зацепа и делают шину более устойчивой. Чем больше ламелей, тем лучше сцепление, но при этом тем быстрее износ.
На летней резине ламели практически отсутствуют, — сцепление обеспечивается самой резиновой смесью и формой блоков протектора.
Сопротивление качению и экономичность
Трением качения называют сопротивление движению, которое возникает при перекатывании тел друг по другу.
Зимняя резина обладает высоким сопротивлением качению, — но из-за этого увеличивается расход топлива (так как высокоэластичные покрышки быстрее деформируются при контакте с дорогой). А в теплое время года такие шины быстрее стираются. Летняя резина — наоборот.
Когда нужно менять зимнюю резину на летнюю
Рекомендуется отказаться от зимней резины хотя бы с июня по август.
Обычно замену рекомендуют проводить, когда среднесуточная температура стабильно превышает +7°C (ведь при более низких температурах летняя резина теряет эластичность и сцепление). Если говорить о конкретных месяцах, то в средней полосе России это конец марта либо апрель, а в северных регионах — конец апреля либо май.
Правда, не все водители осознают, насколько важно вовремя "переобуться". Это необходимо, чтобы:
- Повысить управляемость: так как на горячем асфальте мягкая зимняя резина размягчается еще сильнее, в итоге автомобиль хуже реагирует на повороты руля, особенно на высоких скоростях.
- Сократить тормозной путь на 15–20%.
- Замедлить износ: летняя резина устойчива к высоким температурам, а зимняя в жаркую погоду значительно быстрее стирается. Для сравнения, липучка и шипованные шины в теплое время года могут износиться в 2–3 раза быстрее положенного "срока".
- Уменьшить расходы: из-за мягкости зимней резины возрастает сопротивление качению, из-за чего автомобиль тратит на 5–10% топлива больше.
- Не получить штраф за резину.
Советы по выбору резины летом
Чтобы летняя резина обеспечивала максимальную безопасность, она должна соответствовать ряду требований:
- Глубина протектора: не менее 1,6 мм (рекомендуется от 3 мм).
- Рисунок протектора: ориентирован на сцепление с асфальтом, отвод воды и предотвращение аквапланирования.
- Соответствие сезону: такая резина рассчитана на температуру от +7°C и выше.
- Маркировка: не должно быть символов типа M+S, Snowflake ❄ или 3PMSF.
Совет: перед установкой летних шин проверьте их износ, давление и наличие повреждений.
Можно ли ездить на зимней резине летом
Формально в России нет прямого запрета на использование зимних шин в летнее время, однако есть рекомендации и требования ГОСТ. Согласно Техническому регламенту Таможенного союза (ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств"), с 1 июня по 31 августа запрещено использовать шипованные шины. В противном случае водителю могут выписать штраф за резину неподходящего типа.
Можно ли ездить на липучке летом
Зимние шины без шипов с большим количеством ламелей, которые и называют "липучкой", не подпадают под запрет в летний сезон. Соответственно, штраф за резину такого вида не назначат.
Но нужно понимать, что зимняя резина на горячем асфальте быстро размягчается, из-за чего ускоряется износ, увеличивается тормозной путь и усиливается шум во время движения. В результате автомобиль становится менее устойчивым на поворотах — особенно на высоких скоростях.
Можно ли ездить на всесезонке летом
Всесезонные шины — компромиссный вариант между зимними и летними. Резиновая смесь, на основе которой их изготавливают, более жесткая, чем зимней резины, но мягче летней.
Такие шины подходят для умеренного климата, для которого не характерны экстремальные температуры (то есть, нет ни сильных морозов, ни жары), и нормально функционируют как на влажной, так и на сухой дороге при температуре до +25°C.
Правда, всесезонка быстрее изнашивается в жаркую погоду, не очень хорошо "чувствует себя" на мокром покрытии, а также по сравнению с летними шинами у нее увеличен тормозной путь.