Приказ Минпросвещения о снижении домашнего задания утвержден: дело за школами

от admin
26 Просмотры

Минпросвещения утвердило новый приказ о снижении нагрузки на школьников

В образовательном ведомстве сообщают, что утвержден и даже уже заверен у Минюста новый приказ о «нагрузке на школьников». В том числе, в нем идет речь о снижении количества домашних заданий и времени, которое затрачивается на их выполнение. «МК» полюбопытствовал, какие именно нормы есть в приказе, и что отныне ждет школы, родителей и учеников.

тестовый баннер под заглавное изображение

Разговоры о том, что дети, учась в школе, «живут» за учебниками и мониторами, идут давно. Даже президент в ходе послания Федеральному собранию указал на избыточную нагрузку на учеников. В том числе, в части выполнения домашнего задания. И дал поручение правительству сделать учебную нагрузку «разумной и сбалансированной».

Председатель Госдумы Вячеслав Володин тоже очень озаботился этой проблемой, провел голосования на тему избыточности школьных контрольных и «домашек». Мол, дети проводят за учебой по 8-10 часов в день – куда такое годится? С таким мнением согласилось более 50% опрошенных. В итоге, проблему раздутого школьного ДЗ обсуждали на пленарных заседаниях в парламенте и даже включили ее в число приоритетных для Стратегии развития образования в РФ на 2036-2040 годы.

Министерство просвещения РФ сообщает, что упорядочило новые правила учебной нагрузки (включая и «домашку»), а Роспотребнадзор их согласовал.

«Сейчас самая главная проблема, чтобы школы это все начали реализовывать», – считает министр просвещения РФ Сергей Кравцов. И добавил, что, конечно, «это (снижение учебной нагрузки) не случится, как мы хотим, за один день». Схожий опыт есть с бюрократической нагрузкой на учителей, которую тоже в приказном порядке регламентировали в прошлом году. «Но в регионах некоторые не соблюдают», – об этом глава ведомства не так давно рассказывал президенту.

Понятно, что «мельницы мелют медленно», особенно в образовании. «МК» удалось найти новые нормативы, на которые и будет ориентирован теперь процесс обучения и усвоения знаний в школе. Собственно, не так они и отличаются от старых, предписанных СанПиНами. Добавлены нормы для практик и времени сидения за компьютером.

В 1 классе на выполнение домашнего задания положено тратить не более часа. Но ДЗ вообще может не быть (рекомендательный характер), задания вводятся постепенно. Работа за компьютером – не больше 20 минут.

2 и 3 класс – на «домашку» тратим не более 1,5 часов, за компом – не больше 25 минут. В 4 и 5 классах (начало средней школы) хронометраж домашней работы возрастает до 2 часов в день. Важное добавление: вплоть до окончания 6 класса, не рекомендуется давать домашнее задание на выходные – дети должны отдыхать.

Раз уж об отдыхе речь зашла, то черным по белому в стандартах и нормах сказано, что на каникулы домашнее задание не задается. «Допустимо рекомендовать учащимся список литературы на лето для дополнительного чтения». И, также, немаловажно: «учащиеся могут не выполнять домашнее задание в период болезни».

С 6 по 8 классы норма выполнения домашнего задания – 2,5 часа в день. Максимальное время за компьютером (включая цифровые домашние задания (ЦДЗ) – 30 минут.

Вплоть до окончания 11 класса «допускается назначение уроков (заданий)» на выходные. Но это не должны быть новые темы или материал, а только закрепление уже пройденного. Объем времени, затраченного на их выполнение, не должен превышать половины предписанной санитарной нормы для этого возраста. То есть, надо так понимать, что в 7 классе это полтора часа, включая ЦДЗ.

Читать также:
Люди негодуют: В Госдуме призвали положить конец свадьбам среди цыганских детей

С 9 по 11 класс максимальное время на выполнение «домашки» указано как 3,5 часа, время «у компьютера» – 35 минут.

В общем-то каждого, кто хоть немного знаком с современной школьной реальностью, такие цифры удивят. Даже если не брать крайности, когда некий географ задает на неделю каникул повтор половины учебника и сразу устраивает самостоятельную. Или «обиженная» учительница математики выкатывает ученику, который «слишком долго болеет», индивидуальное домашнее задание на 159 примеров разом. Это реальные случаи, с которыми сталкивались читатели «МК». Как и с цифровыми заданиями, для выполнения которых нужно прочесть несколько пагарафов, а то и пару книг из дополнительной литературы. А потом программа зависнет и не зафиксирует ответы… К счастью, в последнее время ЦДЗ стало в разы меньше и «сервера надежнее».

Но даже не полагаясь на крайности, а просто заглядывая в обычный электронный дневник ученика средней школы, найдем такой список заданий. Изучить тему «Общая характеристика млекопитающих», два задания для изучения, выполнить тест из раздела «Моя лаборатория».

Алгебра: два номера из учебника по несколько примеров в каждом, ЦДЗ «Решение линейных неравенств», тест.

Английский язык – два задания на распечатках, тема «Страдательный залог».

Русский язык – упражнение из учебника, синтаксический разбор предложений. А еще по литературе рекомендовано прочесть главы 5 и 6 из повести «Собачье сердце».

Каким же путем специалисты и чиновники предписывают «запихнуть» в названные скромные нормативы разросшуюся школьную программу? И для этого ответ есть. В документе сказано, что «оптимизировать время» можно, например, предлагая занятия в онлайн-формате. Конкретно, многие школьники так и делают, задействуют ботов, иначе 159 примеров за один присест не решить.

Другой способ оптимизации ДЗ, качество вместо количества – школам предлагают не «давить числом» «домашки», а «акцентировать внимание на работу в класс». На дом задавать «упражнения, которые требуют анализа, критического мышления, применения полученных знаний на практике и др.

Побольше коллабораций и совместных проектов, когда ДЗ вместе делают несколько учеников – советуют в ведомстве. Ну и индивидуализация «рулит»6 личный подход к ДЗ для каждого ученика.

— Индивидуализация – это, наверное, дело будущего, – говорит учитель математики из московской школы Нина Викторова. – На моей практике, индивидуальные задания давались только самым сильным, способным, но их потом «подхватило» олимпиадное движение. Или уж самым слабеньким. А вот совместные задания вещь хорошая, особенно у естественников или гуманитариев. Тем более, что теперь для этого и встречаться не нужно, создал конференцию в мессенджере и работаешь.

А в общем, конечно, тем стало больше, сложнее весь материал. И, что говорить, в классах дисциплина хромает. Если учитель занимается тем, что перекрикивает учеников, то конечно, материал идет на дом.

И не будем забывать, к тому же, что как не хороши новые «решебники» с ИИ и другие электронные штучки, а все равно, «повторенье мать ученья». От повторов и заучивания никуда не денешься. В математике, например, закрепления нельзя добиться «салютом и фейервером», а только решением однотипных упражнений. К которым еще и надо возвращаться, решать опять и опять.

Похожие записи