Первый приземлившийся за долгие годы в Сухум самолет прошел под водяной аркой
7 февраля в аэропорту Сухума приземлился первый за последние 30 лет пассажирский самолет. Тестовый полет из Внуково в восстановленный аэропорт совершил самолет Mitsubishi CRJ 200-ER. Прокомментировать это событие мы попросили председателя комиссии по вопросам гражданской авиации Общественного совета при Ространснадзоре, экс-замминистра гражданской авиации СССР, заслуженного пилота Олега Смирнова.
Первый приземлившийся за долгие годы в аэропорту Сухума пассажирский самолет прошел по традиции под водяной аркой. Это одна из торжественных традиций аэропортов, которая, как считается, пришла из морского флота. Так салютовали судам, которые отправились в свое первое плавание. А также, когда корабль впервые прибывал в новый порт. Водный салют раньше производили из настоящих орудий береговых батарей. Но потом стали использовать пожарные катера.
Салют для прибывшего в Сухум самолета Mitsubishi CRJ 200-ER устроили две пожарные машины, которые потоками воды из брандспойтов образовали над лайнером водяную арку. Судя по кадрам, красивое зрелище!
Перед пассажирами выступили артисты хореографического ансамбля «Абаза».
На борту был 21 пассажир (Mitsubishi CRJ 200ER — это узкофюзеляжный региональный самолет, который оснащен двумя турбовентиляторными двигателями и вмещает до 50 пассажиров).
В числе пассажиров был куратор строительства аэропорта, кандидат в президенты Абхазии Бадра Гунба, а также абхазские студенты.
— На меня уже несколько раз выходили абхазские журналисты, которые спрашивали о возможности возобновления работы сухумского аэропорта, — говорит заслуженный пилот Олег Смирнов. — Я всегда эту идею поддерживал. И сейчас очень рад сообщению, что прошел тестовый полет. Это говорит о том, что взлетно-посадочная полоса пригодна для того, чтобы принимать пассажирские лайнеры. Но там еще много предстоит сделать. Нужно поставить новые аэронавигационные системы, привести в порядок аэровокзал, установить все необходимое оборудование.
Как говорит Олег Смирного, для всех летчиков это очень приятная новость.
— Я там летал десятки раз. Это очень хороший аэропорт. Он был запасным аэропортом для самолетов, которые из разных городов летели в Сочи. Сложность аэропорта в Сочи в том, что взлет и посадка там производится только с одним курсом: взлет на море, посадка с моря. Взлетать на горы нельзя, они там очень близко. И заходить с гор на посадку тоже нельзя. Хотя я застал время в 60-х годах, когда разрешалось заходить с гор на посадку. Это, конечно, была эквилибристика, высший пилотаж, когда на четырехдвигательном самолете Ил-18 нужно было лавировать между скалами, горами. Потом, когда горушка, которая стояла в створе с полосой, уже переполнилась воткнувшимися в нее самолетами, полеты с этим курсом запретили.
Как говорит заслуженный летчик, аэропорт в Сухуме очень удобный.
— Там взлетно-посадочная полоса идет не перпендикулярно к берегу, а параллельно. Можно заходить на посадку и с западной стороны, и с восточной. И нет никаких ограничений, как в Сочи. Там тоже есть горы, но они не мешают, потому что остаются в стороне при заходе на посадку, как с одним курсом, так и с противоположным. Для нас это было большим спасением. Когда в Сочи с моря дул сильный попутный ветер, больше 5 метров в секунду, а это часто бывало, как и низкая облачность, производить посадку было нельзя, мы уходили на запасной аэродром в Сухуме. До которого было рукой подать. 20 минут, и мы были на месте.
Как говорит эксперт, летчики всегда были сторонниками возобновления авиасообщения с Сухумом, но политическая ситуация была такова, что в 1990-х, во время грузино-абхазской войны, пришлось прекратить полеты. Воздушная гавань, построенная в 1960-е годы, которая в высокий сезон могла принимать до 5 тысяч пассажиров в сутки, закрылась.
— И долгое время на аэродроме в Сухуме паслись коровы. Все хозяйство было заброшено. Я знаю, что правительством было принято решение восстановить аэропорт. Но все упиралось в финансирование. На это требовались немалые деньги. Но смогли договориться, инвесторы нашлись. Началось восстановление. 7 февраля прошел тестовый полет, а это первый шаг к регулярным рейсам.
По словам эксперта, Mitsubishi CRJ 200ER хоть и небольшой самолет, но все-таки тяжелый.
— Во время тестового полета нужно было облетать подходы к аэродрому, эти коридоры, обозначенные радиотехническими средствами. Проверить структуру захода на посадку и саму посадку на взлетно-посадочную полосу, а потом руление, проверить состояния рулежных дорожек. Взлетно-посадочная полоса там очень качественная, в советское время все строили на века.
Аэропорт, по словам эксперта, должен быть сертифицирован, получить международный статус. И, если все пойдет по плану, успеют восстановить все аэронавигационное оборудование, светооборудование взлетно-посадочной полосы, электронное оборудование в пассажирском терминале, то с наступлением летнего сезона, в мае-месяце откроются прямые рейсы. Из семи российских городов — Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Екатеринбурга, Новосибирска, Казани, Сочи — полетят самолеты в Сухум и обратно.
Как говорит заслуженный летчик, это большое благо. Потому что сейчас с большим трудом приходится добираться до Сухума. Аэропорт удобен тем, что находится всего в 18 километрах от абхазской столицы, недалеко от села Дранда Гулрыпшского района. Когда начнет действовать, снимет крайнюю загруженность с аэропорта Сочи и с автомобильного пункта пропуска «Адлер».
— Теперь главная проблема абхазцев — это восстановить курортную инфраструктуру. Потому что с открытием авиасообщения будет наплыв туристов. Нужны отели, пункты питания, потребуется привести в порядок пляжи.