Волшебство из-под копыт
В конюшне Центра национальных конных традиций можно увидеть лошадей всех пород, которые есть в России, и посмотреть спектакль с участием этих грациозных животных. 21 декабря Кремлевская школа верховой езды открыла зимний сезон новой постановкой своего Конного театра «Мир на двоих». Накануне корреспондент «МК» вместе с другими гостями познакомился с новыми обитателями Центра и увидел генеральный прогон этого спектакля.
Центр национальных конных традиций на ВДНХ ― площадка для демонстрации конного достояния России. Она соединила в себе множество направлений, в которых могут быть задействованы эти прекрасные животные: и спорт, и культуру, и коневодство как науку и бизнес, и туризм. Это, пожалуй, один из самых грандиозных комплексов в нашей стране, где есть и суперсовременные конюшни с лошадьми всех национальных пород, и выводной круг, и первый в России Музей лошади, и Конный театр Кремлевской школы верховой езды. Сегодня здесь проводятся различные программы для детей и молодежи, международные турниры, фестивали и мероприятия, прославляющие российское конное наследие.
Напомним, что этот исторический комплекс, построенный в 1954 году в стиле неоклассицизма, прошел большой путь вместе со страной, находился долгое время в запустении — в 90-х годах… С 2017 года Кремлевская школа верховой езды совместно с правительством Москвы начали возрождать 41-й, 42-й и 43-й павильоны. Так этот центр обрел свою вторую жизнь и сегодня является местом притяжения москвичей и гостей столицы; и в первую очередь он привлекает, конечно же, детей. Представитель школы Елена Максимова рассказала, что скоро к объектам комплекса добавится новый конный манеж, который как раз сейчас строится. Это будет самый большой конный манеж в Европе.
Демонстрационная конюшня Центра, в которой мы побывали, просторная, современная. Что важно, при реставрации был сохранен ее исторический облик, бережно восстановлены барельефы, украшавшие ее стены изначально.
Для лошадок созданы все условия для комфортной, счастливой жизни. Для них тут обустроены не только мойки с щеточками, шампунями и другими моющими средствами, но есть также и солярий: как и люди, эти животные нуждаются зимой в витамине D, да и вообще им нужно иногда погреться, чтобы не простудиться после прогулки.
Сейчас здесь собраны лучшие представители всех пород, которые есть в России: орловский рысак, жеребцы чистокровной ахалтекинской и арабской пород, терской, донской, буденновской, башкирской пород, русская верховая… А еще здесь можно увидеть необычную коняшку ― кудрявого белого в черных пятнышках жеребца забайкальской кучерявой породы.
Мы были первыми, кто познакомился с новыми обитателями конюшни ― русским и советским тяжеловозами Ледником и Ричардом. «Тяжеловозы ― это порода лошадей, выведенная для работы, которая требует огромной силы и выносливости, ― рассказывает Елена Максимова. ― Их использовали в сельском хозяйстве, на лесозаготовках и для перевозки тяжелых грузов. Эти лошади — символ трудолюбия и надежности, они издавна ценятся в России. Но сегодня они еще и выступают в качестве артистов в зимнем спектакле «Мир на двоих» нашего Конного театра».
В спектакле есть и сюжет приручения человеком лошади, и прекрасная Всадница, сошедшая с картины Брюллова, легко управляющая двумя танцующими лошадками, и джигитки, исполняющие трюки верхом на лошадях, и казачки с красным развевающимся знаменем на несущемся скакуне, и нежная скрипачка в белых одеждах, прекрасно гармонирующая со своим четвероногим партнером по сцене ― вороным конем русской верховой породы…
«В спектакле заложена глубокая мысль о том, как человек взаимодействует с лошадью на протяжении всего времени, ― говорит Елена Максимова. ― Это летопись о дружбе человека и лошади… И в конце, когда идет поклон лошади, она предстает как животное, которое прошло с человеком сквозь века и сегодня остается нашим преданным другом и помощником».
Конечно, добиться такого от лошадей ― результат огромного и невероятно сложного труда артистов театра. Об этом рассказал режиссер театра Денис Стеценко. К каждой лошади, задействованной в спектакле, дрессировщики используют индивидуальный подход. Каждый номер готовится полгода. «Кони ― это не люди, и они не сразу понимают, что от них хотят, а иногда не хотят работать или просто играются, ― говорит режиссер. ― Поэтому, главная сложность даже не дрессировка, а найти общий язык с лошадью, чтобы она показывала то, что она может. Очень многое зависит от характера каждой конкретной лошади». Про тяжеловозов, которые, в общем-то, никогда ранее не выступали на публике, режиссер добавил: «Обычно для того чтобы ввести коня в программу, требуется до полугода. Но с тяжеловозом было все по-другому. Этот артист пришел и со второго-третьего раза успокоился. Не было каких-то сложностей, чтобы ввести лошадь этой породы в программу».
Остается добавить, что спектакль «Мир на двоих» будет идти на историческом манеже ЦНКТ в период новогодних праздников, когда возможны разные чудеса, к которым как раз вполне можно отнести новое конное шоу…